244 картины стиля барокко в живописи: знаменитые художники и прославленные шедевры
Содержание:
- Орнамент барокко в русской архитектуре
- Орнамент рококо
- Орнамент барокко в государствах Западной Европы
- Особенности интерьера в стиле барокко
- Применение стиля барокко в декорировании помещений
- Барокко в искусстве России
- Барокко в архитектуре
- Признаки стиля в интерьере
- Орнамент барокко в странах Европы
- История развития стиля
- Как выглядят тату в стиле барокко?
- Что такое стиль барокко?
- Орнамент барочного стиля в России
- Резьба по дереву в стиле барокко. Резьба по дереву: стилистические направления и характерные узоры.
- Три цели, которые преследовал вид живописи
Орнамент барокко в русской архитектуре
Барочный орнамент в России использовался довольно широко. Примером может служить оформление дворцов архитектора Бартоломео Растрелли, выстроенных им в Петергофе, Царском Селе и Петербурге. В этих интерьерах повсюду свет, изобилие лепнины, ярких цветов, узора в декоре. Периодически в качестве мотива орнамента используется раковина, картуши, растительные завитки, купидончики. Орнаменты позднего барокко можно считать гордостью отечественной архитектуры. Если в начале XVII столетия в российском декоре еще и преобладали ясность и четкость рисунка, то в дальнейшем они сменились узорчатостью. При этом орнамент не оставлял на предмете ни малейшего свободного места. Растительные же мотивы постепенно теряют свою схематичность, становясь более реалистичными. В начальные годы XVIII века в декоре зачастую можно видеть такие элементы, как ягоды и плоды. Русский орнамент барокко примечателен тем, что декор сохранил национальные особенности. Впрочем, это характерно для барочных узоров всех европейских стран, среди которых лидирующее и достойнейшее положение занимает Франция.
Орнамент рококо
Что общего в орнаментах барокко и рококо? Стиль рококо является поздней стадией развития барокко, который всегда стремился к большей свободе и простоте композиций.
Его название произошло от французского «рокай», что означает скала. В XVII в. фонтаны стали украшать в виде обломков каменных глыб, которые покрывались растениями, переплетенными в хаотичном порядке. Это стало началом развития стиля, у которого главным свойством была асимметричность.
В рококо чувствуется восхищение искусством Китая, Индии и Персии, поэтому среди орнаментов можно заметить пальмы, фигуры обезьян и драконов. Также стилю присуща любовь к природе, но не к ее естественной красоте, а к искусственной.
Как и ранее, источником вдохновения становится античная мифология. Главной фигурой становится Венера и все, кто связан с ней сюжетом. Это нимфы, амуры.
Вот таким образом в переплетении этих элементов родился новый стиль, отличающийся изяществом и грациозностью.
Орнамент барокко в государствах Западной Европы
Какие использовались орнаменты барокко в этот период? Первоначально этот стиль был применен в скульптуре и архитектуре церквей и длительно хранил отдельные черты ренессанса.
Наибольший расцвет барокко попадает на середину XVIII в. К этому периоду он охватывает все области художественной деятельности. Стиль вошел в строительство (церковное, гражданское), в изготовление тканей, одежды, оружия и ювелирных украшений.
Общая направленность барокко заключается в декоративном убранстве жилища и украшении вещей. Главная цель заключалась в создании мистического великолепия, создании ощущений живой и действующей силы. Это было необходимо для нужд католической церкви. В этом стиле храмы служили прославлению могущества католицизма с помощью архитектуры, скульптуры, живописи и др. Наиболее широко барокко распространилось в тех странах, где были сильны традиции католиков — в Италии, Франции и Испании.
Постепенно этот стиль охватил дворцы королей и знати. Барокко во многих странах пришлось по вкусу монархам, позволяя им возвеличивать свое превосходство. В более упрощенном распространился на сельских и городских жителей.
Особенности интерьера в стиле барокко
Дизайн в стиле барокко — это игра теней, пышные величественные формы, сложные очертания элементов и обилие зеркал. Помпезная роскошь, подчеркнуто указывающая на экстраординарность, смесь иллюзии и реальности являются приемами авторского дизайна стиля.
На фото: интерьер в стиле барокко с роскошной мебелью
Характерными особенностями мебели являются ее красота и шик. Каждое изделие — это произведение искусства, с изящными изогнутыми линиями, высокими спинками, громоздкими размерами. Не совсем удобная, но обязательно величественная, массивная. Диваны, по своей конструкции, напоминают собранные вместе кресла, их ножки изогнуты. Столешницы столов украшаются мозаикой, цветными камнями, перламутром. Резьба, массивность, декоративная отделка мозаикой из древесины ценных пород и драгоценных металлов, придают мебели дворцовую роскошь.
На фото: гостиная в стиле барокко
Дизайн гостиной в стиле барокко, для своего полноценного воплощения, требует много пространства. Гостиная в стиле барокко заставляется гарнитуром: несколько предметов мебели, гармонирующих между собой. Двустворчатый шкаф, комод, диваны и кресла массивны, и до предела насыщены деталями, обиты дорогой тканью. В помещении также обязательно наличие аксессуаров: вазы, статуэтки, зеркала в позолоченной раме. Ковры на полу — уместное дополнение к интерьеру, это, в основном, тканевые безворсовые изделия.
На фото: спальня в стиле барокко
Дизайн спальни в стиле барокко оформить не составит особого труда. Основной акцент на кровати — важном элементе в дворцовом интерьере. Она обязательно массивна, с роскошным изголовьем, наличием полога и различных драпировок
В интерьере спальни в стиле барокко обязательно присутствует прикроватная тумба, столик для макияжа с большим зеркалом в багетной раме, банкетки и пуфики с изогнутыми ножками. Обязательно в гарнитуре спальни в стиле барокко наличие больших вместительных шкафов и комодов. Вся мебель из ценных пород дерева, со множеством резных украшений.
Спальня в стиле барокко будет являться подобием чудесной жемчужины: изысканная, роскошная, подчеркивающая пышность и изящество апартаментов. Спальня в стиле барокко, как правило, обязательно соединена с ванной комнатой узким коридором.
На фото: шторы в стиле барокко
Шторы в интерьере гостиной, спальни и даже кухни в стиле барокко, выполняются строго из дорогих тканей: парча, бархат, атлас и шелк. В тон к общему дизайну обстановки, они расшиваются золотой нитью, люрексом. Наличие пышного ламбрекена — обязательный атрибут их исполнения, особенно с орнаментом, богатой аппликацией. Причем дверные проемы также драпируются в том же стиле.
На фото: ванная в стиле барокко
Ванная в стиле барокко отличается масштабностью и торжественностью интерьера, обязательно содержит большое количество мебели с лакированными поверхностями. Зеркала с крупной расписной рамой, покрытой позолотой, множество аксессуаров, присутствует в интерьере ванной.
Кухня в стиле барокко позволяет создать изысканную атмосферу помещения, где обязательно расставлены серванты, навесные шкафы со стеклянными дверцами, большой обеденный стол с каменной столешницей, массивные комоды и шкафы. Рабочие поверхности изготовлены из камня или мрамора. Вся мебель кухни в стиле барокко подбирается в наборах и гарнитурах. Несомненные атрибуты кухни в стиле барокко — это:
- канделябры с позолотой;
- большие настенные часы с маятником;
- фамильное серебро, сервизы с окантовкой;
- скульптуры из камня, фарфоровые статуэтки;
- расписные вазы из металла и фарфора;
- картины, панно, гобелены.
Кухня в стиле барокко во всем своем интерьере, шике и лоске, призвана подчеркивать статусность владельцев.
На фото: кухня в стиле барокко
Кухня в стиле барокко не предусматривает в своем интерьере наличие техники, в связи с чем, всю технику удачно маскируют под мебель, что необходимо предусмотреть в современном дизайне еще на стадии ремонта. Идеальным вариантом будет встраиваемая техника, которую удобно скрыть под мебельным фасадом.
Освещение кухни в стиле барокко приглушенное, поэтому обязательно использование многоуровневого освещения, яркого в рабочей зоне, и точечные светильники в зоне обеденного стола.
Применение стиля барокко в декорировании помещений
Основным видом декора становится резьба, которая окрашивалась в несколько оттенков или была позолоченной.
Стены обтягивались шелковыми тканями с рисунками в виде цветов. Иногда применялся бархат, который был синего, зеленого или малинового цвета. Такие стены служили прекрасным обрамлением для картин, имеющих позолоченные рамы.
Множество зеркал помогало визуально увеличить помещение. В стенах имелись ниши, в которых располагались мраморные или бронзовые скульптуры.
Цвета были представлены в ярких оттенках. Самые используемые — синий или белый с использованием золотых и зеленых расцветок.
Потолок расписной, с яркой живописью. Были нанесены изображения животных, птиц, фруктов и др.
Барокко в искусстве России
Русское барокко берет начало в конце XVII – первой половине XVIII века. С легкой руки Петра I, не желавшего отставать от прогрессивной Европы, в столицу начали привозить зарубежных архитекторов, художников, скульпторов – для того, чтобы они обучали русских живописцев и строителей новому стилю.
До этого момента все, что строили на Руси – это церкви и строгие боярские платы, все, что рисовали – иконы, сцены из жития святых. Понятия живопись, как такового, не было, портреты не писались – на холстах было принято изображать Иисуса, его Матерь и божьих угодников.
В петровском барокко еще оставались черты средневековья, некая скованность и несуразность, но это уже был явный переход от одной эпохи к другой. Портреты очень быстро вошли в обиход, невероятно популярными стали миниатюры на эмали. Здания приобрели легковесность, кокетливость, русские дворцы по красоте перестали уступать европейским.
Конец культуры барокко связывают с кончиной императрицы Елизаветы Петровны (1761 г.).
Стиль барокко в искусстве России начался с архитектуры, основными его видами стали:
- Нарышкинское,
- Петровское,
- Голицынское,
- Елизаветинское,
- Строгановское барокко.
Названия даны по именам знатных особ – заказчиков дворцов и иных построек.
Ярчайшими представителями барокко стала плеяда художников-портретистов:
- А.М. Матвеев (1701-1739),
- И.И. Никитин (1690-1742),
- В.Л. Боровиковский (1757-1825),
- Д.Г. Левицкий (1735-1822),
- А.П. Антропов (1716-1795)
Портреты того времени носили «придворный» характер: рисовали аристократов, царствующих особ, членов их семей. Отличительные признаки – самобытность, правдивость в изображении модели, подчеркивание не только внешней, но и внутренней красоты человека.
Параллельно с живописью развивается скульптура. Барокко дало России такие имена, как:
- Ф.И. Шубин (1740-1805),
- Фальконе (1716-1791).
Таблица 1. Значимые произведения русского барокко
Показать таблицу
Живопись | Скульптура | Архитектура | |||
Произведение | Автор | Произведение | Автор | Произведение | Автор |
«Автопортрет с женой» — первая русская работа в стиле автопортрета (1729) | А.М. Матвеев | Бюсты Ломоносова, Екатерины II, Павла I | Ф. Шубин | Церковь покрова в Филях | Построена по заказу Л. Нарышкина, имя автора не сохранилось |
«Петр I на смертном ложе» (1725) | И.Н. Никитин | Медный всадник, Флора, Амур, Зима | Фальконе | Зимний, Воронцовский, Строгановский дворцы | Растрелли |
«Портрет Струйской» (1772) | Ф. Рокотов | Александро-Невская лавра | Трезини | ||
«Портрет Лопухиной» (1797) | В. Боровиковский | Китайский, Мраморный дворцы | Ринальди |
Барокко в архитектуре
В архитектуре стиль барокко проявился особенно ярко. Впечатляющими, вызывающими восхищение считаются дворцы барокко: грандиозные по масштабам, величественные, помпезно украшенные.
Отличительные черты зданий данной эпохи:
- Искривленное пространство. Архитектурные ансамбли создавались путем чередования выпуклых и вогнутых секций. Одна часть здания плавно перетекает в другую, дополняют картину обязательные башенки, балконы, эркеры.
- Обилие декора. Украшение постройки зачастую чрезмерно: стены скрываются за богатой лепниной, скульптурами, колоннами.
- Гармония с прилегающей территорией. Как правило, дворцы окружены садом, парком, площадью с фонтанами. Композиция смотрится, как единое целое.
Гениальные примеры архитектуры барокко:
- Площадь Святого Петра (Ватикан) – Лоренцо Бернини.
- Версальский дворец (Франция) – Жюль Мансар.
- Зимний дворец (Россия) – Доминико Трезини.
- Дворец Шенбрунн (Вена) – Иоганн фон Эрлах.
- Королевский дворец Мадрида (Испания) – Джованни Саккетти, Франческо Сабатини.
Признаки стиля в интерьере
При выборе обоев ориентируйтесь на основные черты этого направления. Во времена зарождения барокко разнообразие материалов и аксессуаров было доступно только представителям элиты, поэтому интерьеры такого типа всегда выглядели оригинально и воспринимались уникальными в своем роде.
К счастью, сегодня тратить время на поиски материалов вам не придется: многие производители обоев для стен выпускают целые коллекции, соответствующие старинным тематикам, в том числе и барокко. В таких коллекциях можно отыскать и гармоничные обои-компаньоны, которые сделают вашу комнату еще более торжественной и стильной.
Каким же критериям должны соответствовать обои в стиле барокко?
К основным характеристикам этого стиля относятся:
- акцент на свободном пространстве. Несмотря на вычурность и излишнюю помпезность дизайна, интерьеры такого типа всегда воспринимались свободными и просторными. Сегодня такой эффект возможен с помощью правильно подобранных обоев для стен: к примеру, строгая вертикальная полоска позволит поднять потолки, а светлые обои без узоров расширят комнату;
- декоративные элементы на стенах. Одни из самых популярных – молдинги и лепнина: вы сможете их наклеить и на однотонные, и на узорчатые настенные покрытия. Позолоченные аксессуары для стен тоже гармонично впишутся в такой дизайн;
настенная роспись в виде фресок и пейзажных картин. Раньше для этого приглашали художников, сегодня же достаточно приобрести фотообои, стилизованные под старину. На рисунках такого типа может присутствовать сразу несколько ярких оттенков;
высокая роль узоров в восприятии стиля. Обои с ярко выраженными узорами и орнаментами можно использовать для создания акцентов на некоторых стенах;
соблюдение симметрии. Не только в мебели, но и в обоях должна присутствовать симметричность: не выбирайте абстрактные рисунки, а при стыковке орнаментов соблюдайте целостность и гармоничность дизайна;
применение текстильных элементов в декоре. Обои текстильного типа станут отличным вариантом для оформления стен в интерьере барокко. Шелкография с узорами, похожими на обивку мебели или портьеры, считается стильным дополнением к однотонным стенам.
Ассортимент обоев такого типа достаточно широк: к ним относятся не только покрытия с завитками или плавными орнаментами, но и с геометрией, растительными композициями, строгими линиями. Поэтому выбирайте обои, ориентируясь на общую обстановку в комнате: соблюдайте гармоничность не только оттенков, но и присутствующих форм.
Совет: лучше всего, если обои будут иметь насыщенный цвет. Яркие и темные оттенки будут более эффектно сочетаться с позолоченными аксессуарами, а на стенах в интерьере сформируют мощные акценты.
Цвет узоров на стенах может быть любым, но от размеров рисунков будет напрямую зависеть точность восприятия всех тонкостей дизайна. Поэтому не бойтесь выбирать обои с крупными принтами: зрительно уменьшенное пространство вы сможете исправить другими эффектами.
Характерной особенностью обоев в интерьерах барокко является возможность их сочетания с другими отделочными материалами.
Вне зависимости от структуры, цвета или орнамента, такие обои подойдут к деревянным и пластиковым материалам, декоративной штукатурке.
Нередко венецианская штукатурка имитируется с помощью реалистичных обоев для стен.
Цветовая гамма интерьера барокко должна зависеть от особенностей психологического восприятия оттенков. К примеру, красный и золотой – торжественные цвета, они подойдут для зала или столовой; бежевый, голубой и белый цвет лучше использовать для оформления спальной комнаты, так как они более нежные и спокойные; зеленый и коричневый оттенки способствуют концентрации и подойдут для рабочего кабинета.
Выбор фактуры обоев должен зависеть от условий оформляемого помещения.
При отсутствии существенных угроз можете поклеить обои с ярко выраженным рельефом на тематику барокко: как правило, такие обои выпускаются под покраску, но и в необработанном виде они будут смотреться вполне естественно.
Несколько разных оттенков удобно комбинировать в вертикальном или горизонтальном виде: так ваша комната будет смотреться более живой и торжественной.
Обои с разным дизайном подойдут и для формирования вставок, создания декоративных панно.
Позолоченные рамы и молдинги с вырезкой помогут выделить эти участки стен. Горизонтальные сочетания возможны и при использовании деревянных панелей.
Орнамент барокко в странах Европы
Орнамент барокко широко использовался в разных странах Европы, обогатившись национальными традициями каждого народа. Барочный узор в московских церквях конца 18 в. назывался «Флемская резьба», его создавали мастера Оружейной палаты. В этих украшениях барокко сочетались разорванные картуши, плоды, листья, создавая образ райского сада. Декор золотили, при этом основная конструкция оставалась темной. «Флемская резьба» (фламандская, белорусская) отличалась от плоской традиционной русской резьбы своей рельефностью и имитировала лепнину. По технике исполнения резьба соответствовала европейскому исполнению. Искусство флемской резьбы пришло в Россию в середине 17 в., когда белорусские резчики по приглашению патриарха Никона приехали оформлять Воскресенский храм в Новом Иерусалиме. После опалы патриарха они стали работать при царском дворе. Такой вид резьбы стал очень популярным, т.к. можно было создавать роскошные украшения для храмов.
Флемская резьба в церкви Покрова в Филях — образец для храмов рубежа 17-18 вв.
Элементы барокко использовались в оформлении храмов и дворцов Петербурга, Царского Села, Петергофа с изобилием лепнины, витиеватого, сложного рисунка.
Церковь Покрова в Филях (1692-1693 гг.) в его подмосковном имении Нарышкиных декорирована элементами барокко.
В декоре церкви использовались мотивы раковин, картуши, купидоны, завитки — характерные элементы барокко.
Орнамент барокко фламандского направления отличается наличием большого количества плодов, растений, цветов, бытовых сюжетов. Развитие современного тому периоду барокко определялось вкусами общества.
Узоры барокко украшают церковь фламандского барокко — церковь Св. Михаила.
В Голландии сложилось несколько школ, в Гарлеме — Франса Халса, в Амстердаме — Рембрандта, в Делфте — Фабрициуса и Вермера.
Декор барокко на зданиях площади Гран-Пляс (Grand Place) в Брюсселе, 17 в.
Во Франции барокко стал королевским стилем, выражал идеи процветания. Включал в орнамент королевские символы. В королевских дворах Берлина, Вены, Лондона этот стиль считался признаком утонченного вкуса.
История развития стиля
Часть усилий по реформированию церкви должна была воспитывать своих прихожан, помогая им понять больше о вере. Это не было легкойзадачей, поскольку большинство людей были неграмотными в это время.
Было принято решение сделать искусство понятнее простым людям – необходимо использовать творение живописи для объяснения глубоких догматов веры всем, а не только образованным. Для достижения их цели, картины на религиозную тематику должны было быть однозначными, эмоционально убедительными, мощными, чтобы вдохновлять зрителя к большей набожности.
Стиль живописи рококо
Новые конфессии, например кальвинисты, считали, что церкви и церковные службы должны быть простыми. Однако официальная церковь и священники постановили, что искусство и его красота могут донести больше, чем их слово.
Как выглядят тату в стиле барокко?
Татуировки барокко, значение которых может быть довольно многообразным, имеют следующие отличительные особенности:
- наличие сложных орнаментов;
- использование «кружевных» элементов и симметричных узоров;
- цветовая гамма тату в стиле барокко ограничена красным, белым, синим и черным оттенками;
- татуировка должна выглядеть роскошно и «дорого»;
- при всей своей причудливости, сложности и обилии деталей тату должна выглядеть гармонично и смотреться как целостная композиция.
Тату в стиле Барокко с ангелом и лилиями на плече девушки
Что такое стиль барокко?
Стиль барокко преобладал в европейском искусстве в начале семнадцатого века и набирал популярность до начала восемнадцатого, после чего он начал выходить из моды, лишаясь помпы и роскоши.
Немного истории
В восточной Европе стиль был актуален до конца восемнадцатого века. В течение столетия он претерпел некоторые существенные изменения: от эстетичного раннего барокко (1620-1650), до сравнительно сдержанного, во Франции называемого стилем Людовика XIII, зрелого барокко (1650-1715). В эпоху Людовика XIV он приобрел монументальные формы позднего барокко, несущие признаки следующего поколения – после 1715 года появился стиль рококо барокко в интерьере дворцов Людовика XV.
Отделка стен и пола
Интерьеры барокко всех видов – царские, дворянские, благородные и буржуазные стремились к репрезентативности, хотя и выглядели по-разному в резиденциях, домах землевладельцев или в домах горожан. Дворцовые полы были сделаны из мрамора, уложенного в шахматном порядке или в виде более сложной конструкции, или паркета на котором размещались золоченые элементы мебели.
В домах и особняках использовали более дешевую керамическую плитку и каменные плиты, на которых размещали мебель из драгоценных, но местных пород дерева (например, дуба и ореха), обработанных маслом или полированных.
Фото. Версаль, интерьер в стиле Людовика XIV. Холодный камень уравновешивает богатство внутренней отделки. Этот тип композиции может повторяться также в частных интерьерах.
Стены были покрыты лепниной или декоративной плиткой, ради уюта украшены гобеленами. Потолки декорировали лепниной, иногда позолоченной. Дворцовые и буржуазные потолки часто имели видимые балки, которые были декоративно окрашены, или, особенно в сельской местности, украшены резьбой.
Ни аристократические особняки, ни более скромные буржуазные дома не могли обойтись без камина, часто в фантазийной форме и богатой колористике.
Мебель в стиле барокко – шкафы, столы и комоды
Шкафы. Барочный интерьер не может обойтись без репрезентативного шкафа, иногда огромных размеров (до 3-х метров). Ранние модели имели отличительные карнизы, прямые или изогнутые, всегда очень широкие и выступающие за пределы контура основной части мебели, они имели обычно две двери. Фронты мебели были часто богато украшены резьбой по дереву, а также по бокам пилястрами. Мебельные ножки напоминали сплющенные шары.
Столы
Характерные барочные столы были массивными, мощными, основанными на декоративных точеных ножках в различных вариантах, с балясинами или в виде витых колонн, дополнительно скрепленные декоративной крестовиной.
Кровать в этом стиле привлекает внимание, она имеет более или менее декоративный навес с драпированными тканями, такими, как бархат и парча.
Комод. Достижением мебельного искусства был комод в стиле барокко, который в этот период эволюционировал из коробки
Характерные признаки стиля – это комод с тремя или четырьмя ящиками, немного выпяченный вперед, с изогнутыми передними линиями и волнообразными боками. Этот тип мебели иногда имел вверху надставку в виде двухдверного шкафа, в котором хранили одежду, столовое белье или документы.
Барочные стулья и кресла. Мебель для сидения здесь предназначена только для одного человека. Это стулья и кресла, последние отличаются от стульев в основном немного большими размерами и наличием подлокотников (ажурными, без наполнения). Сиденье и спинка обиты тканью или кожей, например, гобеленом. Подлокотники тканью не обиты. Обивка мебели имела узоры с растительными мотивами. Все части деревянных сидений украшены резьбой. Ножки мебели были в основном простыми, хотя и немного декоративно украшенными. Сигмоидальная форма появилась в конце эпохи, под влиянием эстетических течений, которые эволюционировали в стиль рококо.
Поздняя барочная мебель приобрела формы и украшения зарождающегося стиля рококо. Предметы приобрели более причудливые формы и легкие украшения, характерные мотивы рокайль. Мебель из массива стала приобретать мягкие линии. Мебельные ножки интегрируются с линиями мебели. Появились украшения из декоративного шпона, металлические аппликации. Доминирующее место шкафа стал занимать комод.
Орнамент барочного стиля в России
Какие орнаменты барокко использовались в России? Во второй половине XVIII в. в России, особенно в мебели, сочетается два стиля: барокко и рококо. В этот период известные архитекторы Ф. Растрелли, С. И. Чевакинский и др. заняты созданием прекрасных дворцов с роскошным убранством для богатых людей Петербурга. Дворцы предстают в величественной красоте: парадные залы, огромные зеркала и окна, обилие осветительных приборов и свечей. Вся мебель замышляется в качестве общего декоративного убранства, которое состоит из резных кресел и консолей. Устанавливается она по бокам помещения. Парадные залы считались центром дворца и обставлялись с особой роскошью, а жилые комнаты были украшены намного скромнее.
В этом периоде во дворцах ощущалась нехватка предметов интерьера и мебели. Их приходилось перемещать из Зимнего дворца в Летний, что приводило мебель в негодность. Об этом вспоминала Екатерина II в своей переписке.
Резьба по дереву в стиле барокко. Резьба по дереву: стилистические направления и характерные узоры.
Работа современных мастеров по дереву основана на приверженности к определенным стилистическим направлениям, каждому из которых присущи свои особые декоративные приемы в обработке и отделке «Живого» материала.
Среди наиболее распространенных и визуально завораживающих стилей истинные ценители древесного творчества выделяют:
Готика. Отличается повсеместным использованием богатого декора, окрашенного в золотистые оттенки, резных скульптур религиозной направленности;.
Барокко. Стиль, который уносит к пышности и необыкновенному пространственному размаху. Для элементов декора ручной работы характерны контрастность цвета и форм, плавные, закругленные линии, динамичность и четкая симметричность образов. Здесь никогда не найти прямолинейной геометрии и холодной строгости;.
Ампир. Резьба по дереву в стиле ампир — замысловатые узоры в виде утонченной лиры, образы военных доспехов и эмблем, лавровых венков победителей. Ножки мебели принимают удивительную форму лап грозных львов, сфинксов или грациозных лебедей;.
Рококо. Резьба по дереву в стиле рококо — это изысканность узоров и необыкновенных по красоте и восприятию орнаментов, дополненные мифологическими и эротическими элементами. Здесь широко доминирует тематика вьющейся виноградной лозы, великолепные цветочные гирлянды и композиции, покрытие позолотой и благородной бронзой. Волнистые формы и плавные линии, тончайшая резьба по дереву в виде захватывающих воображение миниатюр;.
Классицизм. Стиль строгой элегантности, выдержанной роскоши и безупречного вкуса. Символизирует стабильность и уникальную свободу пространства, выраженную в сочетании прямой, четкой геометрии и строгих форм в интерьере. Присутствие легкого золочения некоторых предметов и отделка дорогими гобеленами.
Три цели, которые преследовал вид живописи
Пропаганда католической церкви
Полотна, скульптуры, величественные здания служили для того, чтобы стимулировать и распространять веру общества в церковь.
С этой целью духовенство приняло сознательную художественную программу, произведения которой должны были вызвать у верующих откровенно эмоциональный и чувственный отклик.
Направление барокко, возникшее из этой программы, парадоксальным образом одновременно было чувственным и духовным; в то же время натуралистическая трактовка делала религиозный образ более доступным для среднестатистического посетителя церкви, драматические и иллюзорные эффекты использовались для стимулирования благочестия и передачи впечатления божественного великолепия.
Барочные церковные потолки растворялись в живописных сценах, которые представляли яркие виды бесконечного и направляли чувства к небесным заботам.
Укрепление абсолютной монархии
Тенденция сопровождалась одновременной кристаллизацией видного и могущественного среднего класса, который теперь стал играть роль мецената в искусстве.
Барочные дворцы строились в монументальном масштабе, чтобы показать мощь и величие централизованного государства. Феномен лучше всего проявился в королевском дворце и садах Версаля.
Но в то же время развитие рынка картин для среднего класса и его вкус к реализму можно увидеть в работах братьев Ле Наин и Жоржа де ла Тура во Франции и в различных школах голландской живописи XVII века.
Прославление природы
Третьей тенденцией стал новый интерес к природе и общее расширение интеллектуальных горизонтов человека, вызванное развитием науки и исследованиями земного шара. Они одновременно породили новое ощущение человеческой незначительности и неожиданную сложность и бесконечность природного мира.
Развитие пейзажной живописи XVII века, в которой люди часто изображаются в виде мельчайших фигур в обширной природной обстановке, говорит об этом меняющемся понимании человеческого состояния.